munir_hazrat (munir_hazrat) wrote,
munir_hazrat
munir_hazrat

Category:

«Хадис Джибрииля (мир ему!)»: поучительные уроки и мудрость. Проповедь


Дорогие братья и сестры! Уважаемые верующие!

Сегодня в своей пятничной проповеди, я расскажу вам об известном хадисе, в котором во всех подробных деталях описывается встреча пророка Мухаммада ﷺ с величайшим ангелом, выполняющего функции передачи Священного Писания – Джибриилем (мир ему!). Еще этот хадис называют «Хадисом Джибрииля». Поистине, он несет в себе огромную мудрость и преподает множество уроков, связанных с мусульманской культурой и поведением. В нем приводятся столпы Ислама и Имана (веры), говорится о понятии «ихсан» и о конце Света. Хадис длинный, поэтому мы будем разбирать его по частям, буду останавливаться и разъяснять там, где необходимы некоторые комментарии. И так, сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, рассказал:

«(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ, к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал».

Умар, чье имя упоминается в хадисе, и собственно очевидец произошедшего – это Умар ибн аль-Хаттаб, - один из крупных и известных сподвижников (да будет доволен им Аллах). Он славился не только своей силой и решимостью, но и преданностью. После того как Умар (да будет доволен им Аллах) принял ислам, он оказывал поддержку нашему Посланника ﷺ, - охранял его и постоянно сопровождал. Затем, после кончины Пророка ﷺ  и праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), Умар был выбран верующими халифом – главой правоверных и правил целых 10 лет и шесть месяцев.

Хадис, Умар (да будет доволен им Аллах) начинает с того, что он и еще несколько человек находились с Пророком ﷺ. Сахабы, всегда стремились не тратить время попусту. Они слушали из уст Посланника ﷺ Досточтимый Коран, разъяснения к аятам. Нам нужно брать с них пример. Чему можно научится, находясь с грешниками и плохими людьми? Правильно, только плохому. Спросим себя, кто является нашими друзьями, кого мы больше слушаем, с кем мы постоянно проводим время? С полезными книгами? С учеными? В мечетях? К сожалению, нет. Нашими неотъемлемыми друзьями сегодня стала «дунья», ее соблазны, - наши взоры устремлены на экраны телевизоров, телефонов, женщин. И вот, по словам Умара (да будет доволен им Аллах), к Посланнику ﷺ и находящейся рядом с ним группе верующих подошел незнакомец, - человек, которого они никогда не видели раньше. Все были поражены его внешним видом. Он был одет в непривычную для простых арабов и бедуинов чистую и не просто белую, а ослепительно белую одежду – по сути, - это первый урок ангела Джибрииля (мир ему!) мусульманам: если ты решил изучать религию, намерился прийти в мечеть на намаз и любое учебное заведение, то ты обязан выглядеть достойно. Имам Абу Ханифа, имам Малик (да смилуется над ними Аллах) выходили в мечеть, на уроки заранее одев на себя лучшие одеяния и умащившись благовониями.

Имам ат-Тирмизи в своем сборнике также приводит хадис о достоинстве белого цвета над остальными:

«Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Надевайте белые одежды из ваших одежд, ибо они являются наилучшими, и заворачивайте в белые ткани ваших покойников».

Незнакомец не был похож на путника. Потому что, находясь в пути, под палящим солнцем, переходя песчаные пустыни и пыльные дороги, человек устает, его одежда пачкается и теряет нормальный вид. Это теперь, можно в пиджаке, в чистой рубашке доехать на скоростном поезде или долететь на самолете из одного города в другой и ничего не случится с вашим внешним видом. Тогда же, люди на двух ногах преодолевали огромные расстояния. Одежда и обувь приходила в негодность, из-за постоянного палящего солнца кожа грубела и трескала. Но этот мужчина, словно вышел из своего дома стоящего где-то рядом, в то же время никто, ничего о нем не знал. Умар (да будет доволен им Аллах) все больше удивляясь поведением незнакомца продолжает:

«Он (путник) сел напротив Пророка ﷺтак, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: "О Мухаммад, поведай мне об исламе". Посланник Аллаха ﷺ сказал: "(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это". (Этот человек) сказал: "Ты сказал правду", - а мы подивились тому, что он задаёт Пророку ﷺ вопросы и подтверждает правдивость его слов».

Здесь ангел Джибрииль (мир ему!) преподносит второй урок: находясь перед устазом, имамом, учителем, нельзя сидеть облокотившись на спину, с вытянутыми вперед ногами или же в неподобающей позе. Ты должен сесть перед ним так, как мы сидим во время намаза. В такой позе, когда руки находятся на ногах, проявляется уважение учителя-устаза – учеником и наоборот. И тут, по словам Умара (да будет доволен им Аллах), незнакомец начал задать Пророку ﷺ вопросы. Первый из них касался понятия «Ислам», что говорит о важности его правильного понимания. Отвечая на вопрос, Посланник ﷺ упомянул его пять столпов. Посмотрите на культуру обучения – поведение между учителем и учеником. Никто из них не перебивал друг друга. В наше время, бывает и такое, что имаму кто-то задает вопрос, он даже не успевает на него ответить, как рядом находящийся человек выкрикивает свой ответ. Нельзя перебивать имама, опережать его в вопросах и ответах.

И когда Пророк ﷺ закончил отвечать, незнакомец подтвердил правдивость его слов! Сахабы (да будет доволен ими Аллах) еще больше удивились таким поведением. Как какой-то человек может подтверждать слова наилучшего из людей – пророка Мухаммада ﷺ? Мужчина снова начал расспрашивать:

«(Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере". (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: "(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного", - (и этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду"».

«(Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии" (Ихсане). (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: "(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя"».

Пророк Мухаммад  сначала поведал Джибриилю (мир ему!) об Исламе, потом об имане (вере) и в конце об «Ихсане». В конце хадиса он что сказал Умару (да будет доволен им Аллах)? – «Поистине, это - Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии». Т.е. религия – «ад-Дин», как мы поняли из хадиса, состоит из всех этих трех составляющих. Нельзя отделять одно от другого. Продолжение следует


Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов

Tags: проповедь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments