munir_hazrat (munir_hazrat) wrote,
munir_hazrat
munir_hazrat

Categories:

История слона: предостережения и назидания


Дорогие братья и сестры! Верующие!

В этой пятничной проповеди мы поговорим о поучительной истории, связанной с правителем Йемена – Абрахе аль-Ашраме, которая упоминается в Досточтимом Коране, в суре «аль-Филь» - «Слон». Как известно, Книга Аллаха содержит в себе множество повествований о народах и цивилизациях живших до появления религии Ислам. Все эти рассказы, «аль-Кысас», актуальны и сегодня, в век высоких технологии, и служат предостережением до Судного дня. Они имеют одну важную цель, чтобы мы не повторяли ошибки предыдущих поколений и извлекали для себя соответствующие духовные уроки. Всевышний всем нам задает вопрос:

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (47:24).

Мы не должны уподобляться тем, кто слышит, читает аяты, но не следует назиданиям и игнорирует повеления Господа. Коран был ниспослан не только для прослушивания и чтения, в первую очередь мы обязаны размышлять над его мудростью и следовать заповедям.

Что касается суры «аль-Филь», то она была ниспослана в Мекке и состоит всего из пяти коротких аятов. Несмотря на свой небольшой размер, сура повествует о грандиозном и невиданном для арабов событии, произошедшем в год рождения благословенного пророка Мухаммада . Прямо на глазах курайшитов в 571 году было уничтожено огромное войско йеменцев и эфиопов решивших разрушить Дом Всевышнего – Священную Каабу.

В суре «аль-Филь» Господь говорит:

«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев» (105:1-5).

Эта история о человеке по имени Абраха аль-Ашрам, которого царь Абиссинии назначил правителем Йемена. Как известно, в те времена эфиопы были христианами. Когда Абраха увидел, как большинство подданных его страны массово совершают паломничество к Каабе возведенной пророком Ибрахимом и его сыном Исмаилом (мир им), он рассердился и решил запретить людям отправляться в Мекку. Несмотря на все запреты, паломничество все равно не прекращалось. Скорее он не знал, что Кааба была построена по велению Господа, в качестве первого Дома для поклонения Ему – Великому Творцу:

«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров» (3:96).

Тогда правитель решил действовать кардинально, он повелел воздвигнуть огромный храм в своей стране, с той целью, чтобы превратить его в главное место для паломничества во всем регионе, тем самым отвратив людей от Дома Аллаха. По его велению была построена настолько большая и высокая церковь, когда смотрели на ее купол, что спадали головные уборы. Говорят, Абраха разослал своих слуг по всем городам и селам, чтобы те рассказали им о новом, невиданном ранее храме и пригласили их в новое место для паломничества. При этом, они скорее всего плохо отзывались о настоящем Доме Аллаха, уговаривали всех не отправляться в Мекку. Новая затея Абрахи и словесные нападки на Каабу привели к недовольству и напряженности среди арабских племен. В один из дней, один оскорбленный араб пробрался в церковь и осквернил ее - исправил в ней нужду. Когда правитель узнал о содеянном, то поклялся разрушить Каабу. В его голове витали мысли: «мало того, что арабы не хотят совершать паломничество в построенную мною церковь, они еще посмели осквернить ее!» - и он в кратчайшие сроки собрал для войско, состоящее из 60 тысяч воинов. Для устрашения арабов и разрушения Каабы в состав войска был включен боевой слон по имени «Махмуд». По пути в сторону Хиджаза Абраха захватывал вождей арабских племен и разбивал их малочисленные войска. Оказавшись недалеко от самой Мекки он для разведки обстановки отправил гонца по имени аль-Асвад ибн Максуд. Последний с несколькими всадниками прибыли в Мекку, разузнали нужную информацию и возвращаясь захватили чужой скот, среди которых было сотни верблюдиц дедушки пророка Мухаммада - Абд уль-Муталлиба ибн Хашима.Узнав о случившимся, несколько местных арабских племен решили собрать людей для сражения с эфиопами, но когда они узнали о количестве войска противника, то не решились на этот шаг. Абраха прежде чем нападать на Мекку отправил к курайшитам переговорщика, - Ханата ибн Химрая. Он встретился с господином курайшитов Абд уль-Муталлибом, предложил ему сдать Мекку без боя и сказал: «Мы прибыли чтобы разрушить Каабу и не хотим воевать с вами», на что услышал ответ: «Мы тоже не хотим войны с Абрахой, что касается Каабы, то оставим ее для него». Ханата вернувшись в свой лагерь передал все услышанное. Через некоторое время Аб дуль-Муталлиб направился к войску противника и благодаря ходатайству его друга находившегося в войске у эфиопов ему организовали встречу с Абрахой. Увидев благородного страца Абраха встал со своего трона, спустился на землю и подал ему руку для приветствия. После чего он через переводчика задал вопрос: Чего ты хочешь и зачем явился ко мне? Аб дуль-Муталлиб на что ответил: «Твои люди забрали моих верблюдов, я хочу чтобы мне все вернули». Услышав такую просьбу Абраха сказал: «Когда ты явился ко мне, то вызвал мое уважение, но теперь мое уважение прошло. Ты вместо того, чтобы ходатайствовать о Каабе – о святыни твоей религии, пришел просить каких-то верблюдов!». На что Абд уль-Муталлиб ему ответил: «Я попросил верблюдов обратно, потому что я их хозяин, у Каабы же свой хозяин – Господь, который защитит ее». Возмущенный таким ответом Абраха гордо спросил приблеженных: «Кто может воспрепятствовать мне разрушить Каабу?», после чего он попрощался с дедушкой пророка и велел вернуть ему животных.

Вернувшись к своему народу, Абд уль-Муталлиб рекомендовал всем быстро покинуть Мекку, а сам остался у Каабы, где молил Аллаха защитить первый храм на земле. Люди оставили свое имущество и понялись на ближайшие горы, откуда имели возможность наблюдать за происходящим.

Утром того же дня войско выдвинулось в сторону Мекки. Но тут в войске Абрахи случился неприятный казус. Слон, который должен был разрушить Каабу отказался идти вперед. Когда его поворачивали в сторону Шама и Йемена, то он шел, а в сторону Каабы – нет. Погонщики стали избивать животное, кричать на него, - все оказалось тщетным, слон не двигался. И вдруг в мнгновение ока небо затемнело. Солдаты увидели над своими головами целое облако из птиц и их охватил сильный страх. Еще через мнгновение на их головы псыпались камни. Согласно Священному Корану, птицы несли собой камни и сбрасывали их на головы тех, кто пришел разрушить Дом Аллаха – Каабу. Гнев Всевышнего упал на всех, все войсо осталось лежать на земле. Все это происходило перед глазами курайшитов. В качестве назидания, Господь сохранил жизнь только Абрахе. Последний, охваченный страхом и паникой бежал обратно в Эфиопию, по пути домой его тело начало разлагаться и загнивать. Вскоре он умер испытывая огромные мучения.

Что мы извлекаем из мудрой истории о слоне и чему она нас учит? Любые посягательства на религию Всевышнего Творца могут обернуться мгновенной карой. Притеснения на религиозной почве, межрелигиозная вражда неприемлема с точки зрения Ислама. Гордыня и тщестлавие наказуемы. Какой бы властью и силой не владел человек, он остается всего лишь рабом Господа. Мы должны уважать религиозные чувства представителей других традиционных конфессий.

Мунир-хазрат Беюсов – имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети «Тауба» .





Tags: проповедь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment